Искусство и медитацияМедитация в науке и образовании: развитие памяти, интеллекта и познавательных способностей. Традиции и инновации.
Искусство и медитация ИНТЕЛЛЕКТ учебно-развивающий центр  
ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ:
ИСКУССТВО И МЕДИТАЦИЯ
Главная
Что такое
медитация
Как работает
медитация
Медитация и образование
Как обучиться
Расписание
Стоимость
Литература
Видео
Партнеры
 
Контакты
г. Москва, ул. Ибрагимова,
д. 31, корп. 50,
БЦ «Семеновский»
Схема проезда
+7 (985) 763-36-83
 
E-mail
 


Rambler's Top100

 
 
Главная


Медитация и искусство. Медитативный опыт деятелей искусства

Отрывок из книги Ф.Т. Готвальда, В. Ховальда «Помоги себе сам. Медитация»



Искусство

Среди медитирующих есть много представителей мира искусства. Они представляют все виды художественного творчества... В книге Абелля «Беседы с великими композиторами» Рихард Штраус, Иоганнес Брамс и другие рассказывают о процессе создания своих произведений. Из этих «бесед» можно сделать вывод, что решающим фактором во всех творческих процессах был покой, но не пассивный, а деятельный, помогающий устанавливать контакт с источником вдохновения. Творческие периоды музыкального сочинительства сопровождались зачастую «расширением» сознания.

Заглянуть в этот процесс позволяют слова Вагнера о его внутреннем состоянии в момент творчества: «Я испытываю в этом состоянии (покоя) весьма определенные ощущения, которые являются предпосылкой для любого творческого труда. Я чувствую, что я — одно целое с этой возносящей, всеведущей силой и что я могу столько черпать из нее, сколько мне позволяют мои собственные способности».

После того, что мы говорили о творческих способностях, легко понять, почему именно те, кто хочет преуспевать в сфере искусства, желают воспользоваться для этого медитацией. Мы попросили одного лирика проанализировать ощущения, которые он испытывает во время сочинения стихов. «Каждое художественное действо, — сказал он, — является для меня процессом, который характеризуется особым состоянием сознания, отличающимся от обычного приливом энергии и большей динамичностью, непринужденной искренностью и готовностью выразить что-то новое, сопровождается глубоким покоем, тихой радостью, развивается почти без труда, дает ощущение возникающих из бесконечности «посланий», которые я превращаю в слова».

Это высказывание звучит почти как отчет о медитации. Немного по-другому выражает свои впечатления медитирующий график. «В начале моей творческой работы я чувствую некий восторг, импульс определенных цветоформозвуков и тем. Скрытая во мне индивидуальная структура генерируется внутренними и внешними переживаниями.

Я начинаю делать записи о содержании, смысле, формах и цветовой гамме. Потом возникает первый набросок, и я принимаю решения (выстраиваю, подчеркиваю или убираю). Постепенно выкристаллизовывается форма рисунка, которая близко соответствует моему главному чувству и идее. Если я остаюсь доволен предварительной работой, то приступаю к исполнению.

Первый импульс, прояснение наброска до конкретной картины и исполнение — это три моих важнейших творческих процесса. Лучшие работы получаются тогда, когда я ощущаю себя бодрым, слегка раскованным в созерцании.

Аналогичное состояние я испытываю во время медитации, и, таким образом, регулярная медитация облегчает мне этот процесс. И во время творческого акта я получаю дополнительный импульс к самовыражению. Без медитации значительно труднее ощутить эти внутренние импульсы.

Благодаря медитации мои картины стали глубже, светлее, целостнее, естественнее, проще, понятнее, эстетичнее, эффектнее и гармоничнее».

Известно, что в азиатских культурах художественное творчество и медитация издавна рассматриваются как одно целое. Блюмфилд, международно признанный знаток китайской мудрости, рассказывает о том, что он встречал во многих поселениях, расположенных у подножия одной из священных гор Китая, одаренных эремитов. Он пишет: «Они отличались удивительной, почти атлетической подвижностью и проявляли незаурядное мастерство в таких искусствах, как лечение, каллиграфия, сочинение стихов, музыка и живопись, различные виды самообороны или создание миниатюрных садовых ландшафтов. Все это базировалось на одной мудрости — внутреннем покое».

Так как медитационное состояние очень близко состоянию художественного творчества, многие представители мира искусств пытаются использовать его в качестве стимулирующей основы для своего творчества, работают над своими произведениями, опираясь на состояние медитационного покоя и откровения.

не только является прекрасной предпосылкой для любого творчества, но и повышает способности художественного восприятия и самовыражения.

Одна женщина-скульптор рассказала нам следующее: «Мое творчество расширяет мои способности к восприятию. Я просто вынуждена по-новому видеть материалы, с которыми работаю. Почти все материалы, будь то камень, металл или жидкости, рассматриваются, как правило, в свете целенаправленного использования: железо для производства рельс, золото в качестве надежного помещения капитала. Для того чтобы создать произведение искусства, я должна увидеть материал непосредственно, т. е. чтобы он полностью и свободно воздействовал на меня. Потом я должна ждать, пока мое восприятие материала не обострится настолько, что из него выявится невидимая до сих пор форма. Перед моим внутренним взглядом проходит драматический процесс превращения. Из металлического блока постепенно проступает форма, сначала только схематично, а затем, очень и очень медленно, она становится все отчетливее. И только тогда, когда форма становится ясной, я приступаю к художественной работе превращения сначала при помощи эскизов, чтобы схватить различные перспективы, и лишь потом беру в руки инструмент.

Без медитативного сосредоточения моего внутреннего восприятия я не смогла бы так почувствовать материал. Чем свободнее мое восприятие, тем сильнее выражение воспринятого мной».

Возможно, вас удивят такие высказывания. Но, может быть, вы и сами в тайне мечтаете получить однажды «поцелуй музы». Искусство — это путь прямого выражения богатства внутренних ощущений. Если люди, медитируя, проникают в сущность своей внутренней природы, то в них могут неожиданно открыться непредвиденные возможности к восприятию и выражению.

Искусство произрастает из оценки ценностей. Как художник, так и тот, кто изучает искусство или просто наслаждается им, нуждаются в способности понимать и осмысливать художественные ценности, идеи и образы. Это зависит от способности научиться по-новому слышать и видеть. делает возможным спокойное сосуществование сосредоточенности с зарождающимися мыслями и чувствами. Видение и слышание начинаются в молчании, в тишине.



Научно подтвержденные эффекты медитации


Ученые рекомендуют Трансцендентальную медитацию




Смотрите также

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БЛАГОДАРЯ МЕДИТАЦИИ


Мы верим в эту идею!Пресс-конференция Фонда Дэвида Линча: «Мы верим в эту идею!»

(видео 3:16)

Квантовый физик Дж. Хегеллин о влиянии медитации на работу мозга Квантовый физик Дж. Хегеллин о влиянии медитации на работу мозга

(видео 13:01)




        © 2005 - ИНТЕЛЛЕКТ - учебно-развивающий центр, г. Москва. Все права защищены. Любое копирование информации допускается только с разрешения авторов сайта.