Рост когерентности работы мозга во время медитации
Развитие мышления и неординарных интеллектуальных способностей – на основе опыта спокойных состояний сознания. Рост когерентности работы мозга во время Трансцендентальной медитации
Развитие мышления человека традиционно связывают с повышением когерентности (упорядоченности) работы его головного мозга. С точки зрения нейрофизиологии, все важнейшие показатели уровня развития мышления: IQ, творческие способности, память, внимание, скорость реакции, психологическая стабильность и др., - напрямую зависят от степени упорядоченности функционирования мозга.
В ходе исследования медитативных состояний выяснилось, что, как это ни парадоксально, мозг человека в спокойном состоянии работает более качественно и целостно, чем в активном (возбужденном) состоянии. В действительности этот кажущийся парадокс легко объясним: такое положение вещей доказывает, что, как и в природе (III закон термодинамики), области большего покоя ума обладают большей упорядоченностью и большей энергией (потенциалом).
Обычный человек мало использует эти области мышления. По оценкам ученых, современные люди вообще используют возможности своего мозга лишь на 5 - 10%.
Когерентность ЭЭГ количественно отражает степень согласованности между удаленными точками мозга. Было обнаружено, что во время Трансцендентальной медитации когерентность ЭЭГ как между полушариями, так и внутри полушарий, возрастает. На диаграмме снизу, слева показан рост когерентности ЭЭГ во время медитации у человека, занимавшегося ТМ две недели. Диаграмма справа представляет картину ЭЭГ человека, занимавшегося ТМ два года. Высокий уровень когерентности наблюдается даже до начала медитации. Затем, приблизительно к середине медитации, когерентность распространяется на более высокие и более низкие частоты и сохраняется в значительной степени даже после медитации, когда глаза открыты.
Источник I: The Coherence Spectral Array (COSPAR) and its application to the study of spatial ordering in the EEG (Спектральный рисунок когерентности (COSPAR) и его применение при изучении пространственной упорядоченности ЭЭГ), Proceedings of the San Diego Biomedical Symposium 15: 1976.
Источник II: Electrophysiologic characteristics of respiratory suspension periods occurring during the practice of the Transcendental Meditation program (Электрофизиологические характеристики периодов приостановки дыхания, наблюдающихся в течение практики программы Трансцендентальной Медитации), Psychosomatic Medicine 46: 267-276, 1984.
С точки зрения Ведической науки Махариши под воздействием опыта спокойного состояния ума, переживаемого во время медитации, происходит целостное развитие мышления человека.
При регулярных занятиях медитацией мозг человека начинает работать более когерентно не только непосредственно во время медитации, но и после - в обычной деятельности. Происходит в буквальном смысле слова процесс обучения мозга поддерживать пережитую во время медитации высокую упорядоченность работы постоянно. В результате умственные способности человека и его творческий потенциал значительно возрастают, активизируется интуиция. Человек становится способен более творчески и продуктивно решать самые разнообразные задачи, что ведет к росту эффективности и успеха во всех областях жизни.
Смотрите также
|