Возможности мозга, которые мы не используем
О влиянии медитации на работу и развитие мозга
Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, предвидели еще в прошлом веке. Уже давно стало очевидным, что специалистам практически всех сфер деятельности приходится читать все больше и больше, а знания студентов и школьников устаревают буквально в процессе их получения, несмотря на запредельную нагрузку. И несмотря на это, ни один человек не в силах охватить все море информации. Поэтому человечество с неизбежностью пошло по пути все более узкой специализации в сфере получения знаний. Эталоном профессионализма и основой успешной карьеры стали узкие, но досканальные знания в той или иной области. Человечество забыло о понятии «разносторонний человек».
Но какова цена современной модели образования?
Мозг человека, как и любая биологическая система, работает по принципу минимальной затраты энергии: ровно настолько, насколько требуется. За каждый вид деятельности отвечает свой участок мозга, и если какие-то части мозга долгое время не используются, то они попросту атрофируются. Возникают так называемые «функциональные дыры», в которых нейроны мозга не активны, «спят».
Результатом этого становится фрагментарное восприятие и понимание жизни - то, что принято называть «ограниченным мышлением» и что является основной причиной совершаемых человеком ошибок и вытекающих из этих ошибок проблем.
И наоборот, целостность мышления, подразумевающая умение «не упускать лес за деревьями», способность учитывать максимальное количество обстоятельств, влияющих в момент принятия того или иного решения, является основой правильных, а значит успешных действий человека.
Мозг, работающий фрагментарно, хуже снабжается кровью и питательными веществами, в следствие этого - со временем, но неизбежно умственные способности человека снижаются, что начинает проявляться в снижении работоспособности, объема и концентрации внимания, ухудшении памяти.
Особенно много «функциональных дыр» возникает во фронтальной части мозга. А ведь именно эта часть мозга отвечает за высшие человеческие функции: планирование, оценку, способность учитывать последствия своих действий, моральные качества, лидерские и организаторские способности. Наша прифронтальная кора – это разумный фильтр, отсеивающий импульсивное, эмоциональное, примитивное и часто агрессивное и жестокое поведение.
«Ну и что же с этим делать?» - спросите Вы, с грустью оглядываясь на свой очередной рабочий день, полный все тех же рутинных обязанностей.
Ученые обнаружили, что в состоянии «спокойного бодрствования», возникающем во время медитации, мозг человека работает не только более целостно, но и более упорядоченно (когерентно), т.е. более совершенным образом. Этот опыт глубокого осознанного покоя, переживаемый во время медитации, оживляет работу всего мозга, улучшает его кровоснабжение, а при известной повторяемости этого опыта (регулярности занятий) спсособен не только остановить процессы интеллектуального старения, но и развить умственные способности человека: широту и неординарность мышления, креативность, умение принимать быстрые правильные решения и др.
На иллюстрации: ЭЭГ наглядно показывает рост альфа активности, которая соответствует состоянию «спокойного бодрствования», во фронтальном отделе мозга во время медитации. |
|
Проведенные исследования и опыт людей, занимающихся медитацией, подтверждают, таким образом, новейшие научные данные о том, что, оказывается, мозг человека чрезвычайно гибок и способен развиваться всю жизнь, создавая новые межнейронные связи.
Медитация также доказала свою неоспоримую ценность в снижении уровня стрессовой нагрузки, которая является еще одним, возможно, наиболее деструктивным фактором, ухудшающим работу нашего мозга.
Благодаря своим неоспоримым позитивным эффектам медитация становится сегодня неотъемлемым элементом образа жизни многих прогрессивных людей. Учебно-развивающий центр «Интеллект» предлагает обучение Технике Трансцендентальной медитации, высокая эффективность которой подтверждена многочисленными научными исследованиями и опытом внедрения в государстенных и частных учебных заведениях многих стран мира.
Смотрите также
|