Международный университет Махариши
Успешный опыт внедрения медитации в образовании
Многочисленные научно-подтвержденные позитивные эффекты Трансцендентальной медитации в области развития познавательных способностей побудили американских ученых и педагогов создать экспериментальные школу и университет - «Maharishi International University» (MIU) (сегодня «Maharishi University of Management» (MUM)), которые могли бы стать образцом для разработки педагогической системы получения знаний с применением Трансцендентальной медитации Махариши. Этот экспериментальный проект был начат в 1974 г. в г. Фэрфилде, в федеральном штате Айова, а в 1980 г. это высшее учебное заведение уже получило признание на государственном уровне. Сейчас в MUM можно защитить преддиплом по 20 предметам и по 11 предметам получить диплом. По неврологии, физике, психологии и физиологии можно защищать кандидатские диссертации.
Особенность этого экспериментального университета — периодическая смена обычных учебных занятий медитационными. Занятиям медитацией придается такое же значение, как и овладению знаниями. Попечители этого университета исходят из того, что нет смысла давать учащимся знания, не развивая их способность к обучению.
С их точки зрения, истинная задача образования - расширить, так сказать, то «отверстие», через которое знания подаются; другими словами, научить школьников и студентов эффективно использовать свои умственные способности для более быстрого и качественного усвоения знаний.
К сожалению, в современной педагогической системе отсутствуют методы систематического раскрытия всего потенциала творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Основной упор делается на передачу знаний, а не на общее развитие способностей и талантов. Знания часто формально «впихивают» в головы учащихся и студентов без учета того, могут ли они воспринять их, усвоить, творчески переработать.
При этом все возрастающее количество информации, которое школа пытается втиснуть в головы учеников, практически достигло предела возможной нагрузки. Эта проблема коснулась практически всех стран мира. Высокие требования и постоянное давление на детей приводят к психической напряженности, стрессам, нервным расстройствам, раннему появлению хронических заболеваний, не говоря уже о потере интереса к учебе. Так, по данным российской статистики, от первого к седьмому классу почти в два раза возрастает число учеников, расплачивающихся за адаптацию к нагрузке ухудшением здоровья. И не смотря на это, опросы выпускников средних учебных заведений показывают, что программа средней школы усваивается большинством учащихся максимум на 15-20%.
Между тем свобода нервной системы от стрессов и напряженности является важнейшей предпосылкой качественного усвоения знаний. От того, насколько хорошо функционирует нервная система студента и в какой степени он подвержен последствиям стресса, зависят качество его сознания: ясность мышления, способность к концентрации внимания, творческие и интеллектуальные способности, психическая уравновешенность.
И в этом смысле медитация также является лучшим, если не единственным средством восстановления нервной системы от стрессов и напряжений и повышения ее устойчивости к новым стрессам.
Рост интеллектуальных, творческих и познавательных способностей студентов MUM подтверждается регулярными исследованиями и тестами. При тестировании качества усвоения специальных знаний по отдельным предметам эти студенты стабильно показывают уровень, значительно превосходящий средний.
Смотрите также
|