Развитие интеллекта и медитация
Что такое интеллект. Развитие интеллекта – как развитие способности принимать правильные решения. Развитие интеллекта и медитация.
Пожалуй, одной из самых больших загадок природы является человеческий мозг. До сих пор о работе мозга известно далеко не все. Но одно все-таки удалось выяснить точно: человек использует лишь незначительную часть своих потенциальных интеллектуальных возможностей – по разным данным, от 5 до 10%.
Довольно часто между «УМОМ» и «ИНТЕЛЛЕКТОМ» проводят некоторое терминологическое различие. Ум – это своего рода биологический компьютер, предназначенный для поиска, восприятия, обработки и систематизации информации. В ум встроена ПАМЯТЬ, которая занимается хранением и воспроизведением информации. Решения на основе этой информации принимаются интеллектом. Таким образом, можно сказать, что интеллект – это своего рода высший УМ, его различающая способность и орган принятия решений.
Мы сталкиваемся с необходимостью сделать выбор на каждом шагу своей жизни, и от того, каким он будет, зависят наша удача или неудача, реализация в жизни или потеря статуса. Не будет преувеличением сказать, что умение сделать правильный выбор собственно и определяет качество нашей жизни. Сделать выбор одного, единственно правильного решения из множества возможных – и есть зона ответственности человеческого интеллекта.
Сегодня большинство психологов рассматривают интеллект именно как способность индивидуума «приспосабливаться к обстоятельствам жизни» – окружающей среде. Интеллект определяет способность человека решать конкретные проблемы и достигать поставленных целей.
Эту точку зрения разделял еще Дэвид Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта. Он полагал, что «интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., проще говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».
О высоком уровне развития интеллекта свидетельствуют такие качества, как умение принимать быстрые и правильные решения, созидательность мышления, интуиция, умение думать самостоятельно, организаторские способности.
Развитый интеллект влияет даже на состояние здоровья, позволяя человеку долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.
Существует самый глубокий уровень интеллекта, называемый иногда ИНТУИЦИЕЙ (См. «Интуиция как повседневная реальность. Развитие интуиции и медитация – основные принципы»). Под интуицией подразумевается тонкое чувство главного, позволяющее спонтанно охватить все необходимое, чтобы решить проблему. Это чувство позволяет преодолеть границы обыденного «конторского мышления», ограничения предрассудков и помогает полностью оценить ситуацию или проблему.
«Можно ли развить интеллект?» – вопрос, издавна волновавший ученых всего мира. Долгое время считалось, что интеллект – это наследственное свойство, поэтому сколько-нибудь серьезное развитие интеллекта невозможно. У всех людей не только разный врожденный уровень развития интеллекта, но и интеллект выражен по-разному: способности проявляются в разных областях (факторы «G» и «S» по Спирмену).
Также считалось, что развитие интеллекта происходит до 16 – 24 лет (по разным источникам), после этого, как правило, интеллектуальные способности начинают снижаться. Этому общему процессу можно противодействовать только путем постоянной тренировки интеллекта или, попросту говоря, учебы. Поэтому, к сожалению, у большинства людей развитие интеллекта прекращается с окончанием школы или ВУЗа и поступлением на работу.
На самом деле не все так печально. В наши дни поступает все больше новых научных данных, которые свидетельствуют, что развитие интеллекта возможно в гораздо большей степени, чем было принято считать.
О том, что человек в действительности обладает огромным интеллектуальным потенциалом, было известно еще в древности, когда люди не только знали об этом, но и систематически развивали свои способности при помощи технологии, дошедшей до наших дней - медитации.
Как утверждает Махариши, основоположник программы Трансцендентальной медитации, развитие интеллекта возможно с раннего детства и до глубокой старости.
И если мы исходим из того, что развитие интеллекта следует рассматривать в первую очередь с точки зрения развития способности человека принимать правильные решения, то давайте обратим внимание на то, что возможность принимать правильные решения уже заложена природой в человеке – в спокойном состоянии его ума.
Именно спокойное мышление является наиболее мощным и созидательным.
Действительно, если мы напряжены или взволнованы, то все «валится из рук», ничто не складывается так, как надо, действия не приносят желаемого результата. Поэтому если нужно сделать что-то важное: решить проблему, подготовиться к экзамену, поговорить о чем-то серьезном, - мы всегда подыщем для этого тихое место, где ум может успокоиться. Если уму предоставлена такая возможность, то он становится более ясным, сосредоточенным и способен принимать более правильные решения.
Проблема заключается в том, что наш ум не в состоянии успокоиться полностью из-за стресса и напряжения. Он всегда возбужден бесконечным хороводом мыслей. Медитация учит ум успокаиваться, достигать совершенно спокойного, но в то же время полностью сознательного состояния наименьшего возбуждения. Удивительно, но современные научные исследования подтвердили, что это спокойное состояние ума является областью максимальной упорядоченности (когерентности) работы мозга, а, значит, максимальной энергии и интеллекта. Повторяемость опыта спокойного состояния сознания развивает способность ума оставаться ясным и спокойным в любой ситуации, даже при самой активной деятельности. В этом секрет позитивного влияния медитации на интеллект человека, известный с незапамятных времен.
Эффективность Трансцендентальной медитации подтверждена многочисленными научными исследованиями и опытом внедрения в государстенных и частных учебных заведениях многих стран мира. По данным исследований, медитирующие значительно превосходят остальных по скорости и качеству мышления, памяти, управлению вниманием, работоспособности, креативности, психологической устойчивости, возможностям личностного роста. Все они имеют высокие успехи в учебе и работе.
Смотрите также
|